Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет


Размеры пособия

Согласно п. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. Следовательно, чтобы исчислить размер пособия, работодателю сначала необходимо определить среднемесячный заработок лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, путем умножения его среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней (30,4, где 30,4 получается делением числа календарных дней в году (365) на число месяцев в году (12)) (п. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (п. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Умножив полученный результат на 40%, получим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает максимальный размер данного пособия, оно выплачивается в максимальном размере.

Согласно п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления 415 000 руб. на 12 (т.е. 34 583,33 руб.).

Поскольку размер пособия составляет 40% среднего заработка, максимальный размер пособия в 2010 г. не должен превышать 13 833,33 руб. в месяц (34 583,33 руб. x 40%).

Обратите внимание! Данная максимальная величина на районный коэффициент не увеличивается.

Вместе с тем ежемесячное пособие за полный календарный месяц не может быть меньше минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ. Согласно ст. 15 этого Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

- 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона;

- 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13;

- 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

Вышеназванный минимальный размер ежемесячного пособия был установлен ст. 15 Закона N 81-ФЗ по состоянию на 1 января 2007 г. Он индексируется в размере и в сроки, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ). Так, на 2010 г. коэффициент индексации составляет 1,1 (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"), а минимальный размер ежемесячного пособия, выплачиваемого неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, составляет:

- по уходу за первым ребенком - 2060,41 руб.;

- по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 4120,82 руб.

Пунктом 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ по-прежнему определено, что в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Пример. Уборщица имеет средний месячный заработок 4500 руб. Родив двойню, она в настоящий момент находится в отпуске по уходу за детьми до полутора лет.

40% ее заработной платы ниже минимального размера пособий, установленных на 2010 г. Поэтому ей выплачивается пособие по уходу за первым ребенком в минимальном размере (2060,41 руб.) и пособие по уходу за вторым ребенком в минимальном размере (4120,82 руб.). Суммарно это составляет 6181,23 руб.

Несмотря на то что данная величина превышает 100% среднего заработка уборщицы, ее пособие не может быть менее суммированного его минимального размера. Следовательно, ей выплачивается 6181,23 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается в календарных днях. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней месяца (включая нерабочие праздничные дни), приходящихся на период осуществления ухода.

В этом случае рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия необходимо делить на число календарных дней месяца, в котором исчисляется пособие. Сумма пособия в этом случае определяется путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце.

Пример. Предположим, среднедневной заработок женщины составил 400 руб.

Отпуск по уходу за ребенком у нее начался 16 мая 2010 г.

Размер пособия за календарный месяц составит 4864 руб. (400 руб. x 30,4 дн. x 40%).

Исчисленная сумма пособия больше минимального размера пособия и меньше максимального размера. Поэтому полученный результат следует разделить на 31 день и умножить на 16 дней ухода за ребенком. В итоге пособие за май составит 2510,45 руб.

При определении минимального размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

Пример. Женщина, имеющая троих детей, оформила отпуск по уходу за внуком, рожденным дочерью, для которой ребенок является первым.

Размер пособия должен быть установлен как по уходу за первым ребенком.

Пример. Мужчина, не имеющий детей, вступил в брак с женщиной, имеющей ребенка от первого брака.

В совместном браке у них родился ребенок. В случае оформления отпуска по уходу за ребенком отцом размер пособия должен быть установлен ему как по уходу за вторым ребенком.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с их учетом.

Арбитраж. Отделение ФСС РФ по Ямало-Ненецкому АО решило, что ООО должно было выплачивать пособие по уходу за ребенком до полутора лет с учетом районного коэффициента 1,5, применяемого для работников непроизводственных отраслей, а не с коэффициентом 1,7.

ООО оспорило это решение в арбитражном суде.

Суд установил: применение районного коэффициента 1,7 в отношении работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого АО Полярного круга и Ханты-Мансийского автономного округа севернее 60-го градуса северной широты Тюменской области, регламентировано Постановлением Государственного комитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35.

Кроме того, в соответствии с п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным комитетом Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области принято Решение от 25.02.1991 N 53, которым для населенных пунктов, расположенных южнее Полярного круга, в частности гг. Ноябрьск и Муравленко, где расположены предприятия ООО, установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,7.

Суд решил, что для работника, получающего пособие, не имеет значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку предприятие уплачивает страховые взносы в ФСС со всего заработка (в т.ч. с районного коэффициента) независимо от того, кем установлен этот коэффициент. Иное толкование закона привело бы к необоснованному взысканию страховых взносов с районных коэффициентов.

Правомерность применения к заработной плате работников районных коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ, подтверждается также правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 04.06.2002 N 8982/01.

Ссылки ФСС на нормативные акты для непроизводственных отраслей суд признал несостоятельными, поскольку они не подлежат применению к данной ситуации.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2004 N Ф04-6420/2004(А81-4390-25))

* * *

Арбитражный суд установил: Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был установлен.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.

На территории Красноярского края, в т.ч. г. Красноярска, действовали как минимальные (1,2), так и максимальные (1,3) размеры районных коэффициентов.

Во исполнение Постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято Постановление от 21.08.1992 N 311-п, которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.

Суд решил: при определении размера пособий гражданам, имеющим детей, ОАО правомерно применяло районный коэффициент 1,3, руководствуясь нормативным правовым актом Красноярского края.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2005 N А33-7300/04-С3-Ф02-947/05-С1)